Панно «Курчатов»
Автором монументального панно «Курчатов» является Горохов Николай Иванович. Панно выполнено в металле. В панно автор использовал новую для себя технику – рельефную выколотку в алюминии. Панно расположено на доме № 12 квартала 182.
Мозаика монументальная
Шестнадцать мозаичных картин (панно) и панно «Курчатов» являются уникальной картинной галереей под открытым небом.
В конце 1960-х годов генеральный директор АЭХК Виктор Фёдорович Новокшенов задал группе молодых талантливых художников непростую задачу: расписать все торцы «квартальских» домов маслом или гуашью. Николай Терехов, Николай Горохов, Константин Воеводин и другие художники приняли эту идею. Смущало только одно – недолговечность такой росписи. К счастью, в это время Николаю Терехову выпала возможность побывать в командировке. В Москве он познакомился с Клавдией Тутеволь, художником-монументалистом. Благодаря ей и родилась идея использовать на торцах домов новую технику – мозаику. «Это была трудоемкая работа, но результаты нашего труда до сих пор у всех на виду. Мы уйдем, а наши произведения останутся, – рассказал в одном интервью Николай Терехов. – Секрет их долговечности в том, что между камнями надо оставлять швы (не менее сантиметра) и поглубже садить материал в цемент».
Первые две мозаики появились в 1969 году. В искусных руках художников заговорили камни, в поисках которых энтузиасты обследовали все бухты и пещеры Байкала. Результат – ни один камень, использованный в работе, художники не шлифовали и не красили. Камни гармонично вписывались в панно благодаря своей естественной окраске. В ход шло всё, что под ногами валялось: галька, щебёнка, осколки цветного стекла, отходы керамической плитки и кирпича.
У них не было огромных мастерских, где они могли бы создавать макеты будущих панно. Проект, разработанный на бумаге, переносили на реальную стену четырехэтажного дома. Работали на ощупь, путем проб и ошибок. Например, на создание панно «Декабристы в Сибири» ушло около 35 тысяч кусочков керамики (вся мозаика состоит из 40 плит, в каждой из которых 650-750 керамических осколков), а чтобы «раскрасить» лицо Ленина на мозаике «Пролетариат» потребовалось использовать осколки керамической плитки десяти цветов и оттенков.
Многие из картин хранят свои секреты. Например, центральная фигура знаменитой мозаики «Революция», в народе именуемая «Ангарской Марсельезой», была скопирована с Лидии Ивановны Гороховой, верной жены художника Николая Горохова.
За 6 лет кропотливого труда ангарские умельцы (Н.Терехов, Н.Горохов, К.Воеводин, В.Федорин) создали музей, который работает круглосуточно и бесплатно, куда могут прийти и взрослые, и дети. Их шедевры всегда на виду.